О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
РаРбРвРгРдРеРжРзРиРйРкРлРмРнРоРпРрРсРтРуРфРхРцРчРшРщРъРыРьРэРюРя
 

РАДЖАБИ

РАДЖАБИ (Р а д ж а б о в), Юнус [р. 5(17).1896]- узб. сов. композитор-мелодист. Нар. арт. Узб. ССР (1953). В 1923 окончил Нар. консерваторию (Ташкент) как певец и исполнитель на нар. инструментах. В 1925-27 - муз. рук. Самаркандского муз.-драм. т-ра. В 1927-53 - худ. рук. оркестра нар. инструментов радио Ташкента. Р. принял участие в создании муз. драм: "Месть" (1941, Т-р им. Мукими, Ташкент), "Фархад и Ширин" (1947, Т-р им. Таш-совета, Ташкент) (обе совм. с Б. Б. Надеждипым), "Кучкар Турдыев" (совм. с Н. Н. Мироновым, 1942, Янги-Юль), "Муканна" (совм. с Г. А. Мушелем, 1943, там же). Р. принадлежат произв. для оркестра узб. нар. инструментов, записи узб. нар. музыки (5 тт.), многочисл. песни, романсы, инструментальные произв. М. Ахм. РАДЗЯВИЧУС, Альфонас Андряус (р. 19.111. 1905) - литов. сов. актер, режиссер. Засл. арт. Лит. ССР (1947). В 1929 окончил драм. студию. В том же году был принят в Каунасский гос. т-р. В 1931-35 и в 1939-43 работал в Шяуляйском т-ре, в 1935-39 - в Клайпедском т-ре. С 1943 - актер Т-ра драмы Лит. ССР. В 1947-50 - худ. рук. Каунасского т-ра. Роли: Николай Скроботов ("Враги", Гос. пр. СССР, 1947), Окаемов ("Машенька"), Гуща ("Доля предрассветная" Сруоги), Сметона ("Незримое оружие" Гудайтиса-Гузявичу-са), Вилли Ломен ("Смерть коммивояжера" Миллера), Яки-мов ("Совесть" по Павловой). Пост. спектакли: "Беспокойная старость" Рахманова (1940, Шяуляйский т-р), "Молодая гвардия" (1947); "Жизнь в цитадели" Якобсона (1948) - Каунасский т-р; "Блудный сын" Раннета (1958, Т-р драмы Лит. ССР) и др. Вел педагогич. работу в драм. студии (Каунас) и в Культурно-просветительном техникуме (Вильнюс). Ал- Д-РАДЗЯЛОВСКАЯ, Е. П.- см. Родзяловская Е. П. РАДИН, Николай Мариусович [наст. фам.- К а-з а н к о в; 3(15) XII. 1872- 24.УП1.1935 ] - русский сов. актер и режиссер, Засл. арт. Республики (1925). Сын актера М. М. Петипа, внук балетмейстера М. И. Петипа. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1900). Выступал в любительских спектаклях. Как актер-профессионал участвовал в гастрольной поездке В. Ф. Комиссаржевской (1902-03; роли: Келлер и Кесслер - "Родина" и "Бой бабочек" Зудермана, Паратов и др.). В 1903-08 Р.- в труппе Т-ра Корша в Москве. Блестящие внешние данные, элегантные манеры, умение носить костюм обеспечили Р. успех в т. н. салонных комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием, юмором. "...Естественность и непринужденность тона, пленительную манеру вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену выражений лица - все то что ему было дано природой, он сумел перенести на сцену "е утратив ни доли жизненности и правдивости" (Н и к у л и н Л., Люди русского искусства, 1947, с. 211). Работа в Т-ре Корша под рук. Н. Н. Синельникова заменила Р. театр. школу: Р. приобрел здесь опыт, технику, чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения. Среди его крупных работ - Дульчин ("Последняя жертва", 1904), На-блоцкий ("Карьера Наблоцкого" Барятинского, 1904), Анатоль (о. п. Шницлера, 1904), Музон ("Красная мантия" Брие, 1905). В 1908-11 Р. играл в Одессе (у М. Ф. Багрова); роли: Астров ("Дядя Ваня", 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) - "На всякого мудреца довольно простоты", Петруччио (1909); Бенедикт ("Много шума из ничего", 1910) и др. В 1911-14 Р.- актер киевского Театра Со-ловцова; роли: Каренин ("Живой труп", 1911), Тар-тюф (1911), Дон Жуан (о. п. Мольера, 1912) и др. Создавая разнохарактерные образы, Р. добился творческой самобытности и искусства перевоплощения, умения точно передавать стиль автора, достиг виртуозности в ведении диалога и отделке деталей. В 1914-18 Радин играл в труппе Московского драматического т-ра Е. М. Суходоль-ской; роли: Джон Уортинг ("Легкомысленная комедия для серьезных людей" Уайльда, 1914), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1914), кн. Вольский (1916) и Дра-гоменецкий (1917) - "Касатка" и "Горький цвет" А. Н. Толстого. В 1918-32 (с небольшими перерывами: сезон 1924/25-Т-р им. МГСПС, 1927-28 - Краснодарский т-р) Р. работал в Т-ре б. Корш; был здесь актером, режиссером, нек-рое время и художеств. руководителем. Роли: Альцест ("Мизантроп" Мольера, 1918), Дон Се-зар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго, 1918), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1920), Шпекин ("Ревизор", 1924, впервые-в 1905), Микаэль ("Праздник Иоргена" Прокофьева по Бергстедту, 1924), Берлюро ("Торговцы славой" Паньоля и Нивуа, пост. Р., 1926), Кюре ("Ремесло г-на кюре" Вотейля, пост. Р., 1927), Мерц ("Инженер Мерц" Никулина, пост. Р., 1928), Берсенев ("Разлом" Лавренева, 1927), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко, 1928), Топаз ("Болото" Паньоля, пост. Р., 1929). Наиболее значит, пост. Р.- "Цианистый калий" Вольфа (1930). В 1932-35 Р.-в труппе Малого театра; роли: Звездинцев ("Плоды просвещения", 1932, впервые -в 1928), Болингброк ("Стакан воды" Скриба, 1932, впервые-в 1912), Захар Бардин ("Враги" Горького, 1933), Ленчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова, 1934). В сов. время блестящее, легкое, изящное дарование артиста углубилось, приобрело социальную остроту, сатирич. четкость; в его же образах Мерца и Ленчицкого-сына звучала радость утверждения новой жизни. Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Д у р ы л и н С. Н., Н. М. Радин, М.- Л., 1941; Никулин Л., Люди русского искусства, М., 1947. Е фил.