О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
РаРбРвРгРдРеРжРзРиРйРкРлРмРнРоРпРрРсРтРуРфРхРцРчРшРщРъРыРьРэРюРя
 

РАМБ

РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,- 12.IX.1764, Париж) - франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как скрипач в итал. театр. труппе, затем был органистом в разл. городах Франции. С 1722 жил в Париже. Уже получив известность как автор инструмент, соч. и издав свои замечат. изыскания в области гармонии, проложившие новые пути муз. теории (знаменитый "Трактат о гармонии", 1722), Р. выступил как оперный композитор. Наиболее значит, период оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц е-нич. наследии Р. - св. 35 произв., пост. гл. обр. в "Королевской академии музыки" (Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор и Поллукс" (1737), "Зороастр" (1749, на основе музыки своей оперы "Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы" (1739), два варианта оперы "Дарданус" (1739, 1744), комедия-балет "Платея" (1745, Версаль), героические пасторали "Заида" (1748) и "Наида" (1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с ее разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник Ж. Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров, предписанных стилем рококо, Р. обогатил выразит, средства музыки, усложнил муз. формы. Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р. с индивидуальной характеристикой персонажей. В речитативах у Р., как и у Люлли,звучат естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов дает возможность перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у Р. варьируются от простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие опер вводятся оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры и т. п.) Р. расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между Р. и Ж. Ж. Руссо и др. энциклопедистами по эстетич. и теоретич. вопросам (об оперной форме, о связи речи и пения) была исторически ограничена и противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие эстетич. концепции ("теорию аффектов" - "Наблюдения над нашим муз. инстинктом", 1754). Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в. Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Л и-в а н о в а Т., История западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964, ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson P.-M. L'Opera de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His life and work, L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М