О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
РаРбРвРгРдРеРжРзРиРйРкРлРмРнРоРпРрРсРтРуРфРхРцРчРшРщРъРыРьРэРюРя
 

РАСИН

РАСИН (Racine), Жан (21.XII.1639, Ла-Ферте-Ми-лон,- 21.IV.1699, Париж) - франц. драматург. Чл. Франц. академии (с 1672). Получил образование в янсенистской школе монастыря Пор-Рояль, что в значит, степени повлияло на его духовный склад. Но живая, свободолюбивая натура Р., увлечение античной лит-рой определили его склонность к поэтич. творчеству и любовь к т-ру. В Париже Р. сблизился с Ж. Лафонте-ном, Н. Буало и Мольером, по совету к-рого он написал трагедию "Фиваида, или Братья-враги" (1664, труппа Мольера). Для труппы Мольера Р. сочинил и следующую свою трагедию "Александр Великий" (1665), в к-рой он придал македонскому царю черты молодого Людовика XIV. Оба произв. были подражательными и написаны Р. в традиционных формах драматургии П. Корнеля. Сочтя, что интерпретация мольеровской труппы не соответствует героич. звучанию трагедии, Р. передал ее т-ру "Бургундский отель", в результате чего произошло расхождение Р. с Мольером. В 1667 Р. создал трагедию "Андромаха" (т-р "Бургундский отель")-первое значит, произв., в к-ром отражен новый этап обществ. жизни страны, когда высшими критериями оценки обществ, поведения человека становятся моральная стойкость, верность нравств. долгу. В пьесе получила воплощение тема борьбы естественных человеческих прав с деспотизмом и гнетом; моральная победа Андромахи над царем Пирром придает трагедии опти-мистич. звучание. В 1668 Р. написал свою единств. комедию "Сутяги" (пост. при дворе). Использовав сюжет "Ос" Аристофана, Р. остро сатирически изобразил франц. судейские нравы. Нарастание политич. реакции во 2-й пол. 17 в. обусловило усиление антитиранич. мотивов в трагедиях Р. Очерченный в резко отрицательных тонах образ императора Нерона в трагедии "Британник" (1669, т-р "Бургундский отель") олицетворяет преступность власти, основанной на личном своеволии. Гл. тема трагедии "Береника" (1670, там же) - борьба между чувством и долгом. Эта трагедия, самая поэтичная из пьес Р., проникнута высокой гуманистич. моралью; ее трагизм - в борьбе чувств героев, способных пожертвовать своим счастьем ради блага народа. В этой пьесе Р. окончательно порывает с традициями трагедий Корнеля. В трагедиях "Баязет" (1672, там же) и "Митридат" (1673, там же) показано губительное воздействие необузданных страстей, толкающих даже благородные натуры на преступные деяния. В трагедии "Ифигения в Авлиде" (1674, Версаль) Р. дал новую трактовку о. п. Еврипида; Р. ослабляет гражданское звучание античной трагедии, превращает ее в семейную драму и насыщает пафосом человечности. В своих трагедиях Р. отображает важные стороны совр. ему обществ, жизни, клеймит эгоизм, утверждает высокие нравственные идеалы. Лучшая трагедия Р.- "Федра" (1677, т-р "Бургундский отель"). Героиня этой пьесы, влюбленная в пасынка, горько осознает безнравственность слепой страсти, ведущей ее на путь позора, забвения своего долга, гибели. Драматург утверждает, что гармония между страстью и моралью невозможна в обществе, где жажда личного счастья приводит к компромиссу с совестью. Р. создал образ женщины, поражающей силой и чистотой своей любви, твердостью нравственных убеждений, непреклонной волей. Большинство произв. Р. вызывало осуждение со стороны консервативно настроенных аристократов. Придворная клика подготовила провал первых представлений "Федры". Недоброжелательное отношение к Р. определялось приверженностью части зрителей к старым формам героич. трагедии и гл. обр. неприятием трагически смятенного мира, внутр. протеста героев Р. Оскорбленный Р. в течение последующих 12 лет не писал для т-ра и обратился к драматургии лишь в последний период своей жизни. Р. создал для любительских спектаклей воспитанниц Сен-Сирского монастыря трагедии на библейские темы: "Эсфирь" (1689) и "Гофолия" ("Аталия") (1691). В них Р. дал широкую картину распада деспотич. монархии и в скрытой форме выразил мысль о справедливости нар. восстания. Обе эти пьесы были новаторскими произв., расширяющими рамки классицизма 17 в., они намечали пути для философско-политич. драмы эпохи бурж. Просвещения. Творчество Р. представляет следующий этап развития классицизма после П. Корнеля, суровой героике и риторич. величавости к-рого Р. противопоставил изображение внутр. жизни человека. Вместо сложной интриги, свойственной трагедиям Корнеля, Р. ввел простые сюжеты. Развитие сильной страсти, столкновение значит., глубоких характеров определяют действие расиновской драмы. Г"ерои Р. отстаивают свое достоинство, попираемое деспотич. произволом, но это не действенная борьба; автор противопоставляет цельные, благородные натуры натиску злых эгоистич. страстей. Охваченные порывом, подчиняя волю единой цели, персонажи Р. действуют только в одном направлении; поэтому сюжеты трагедий Р. не отклоняются от осн. темы и полностью свободны от бытовых подробностей, эпизодич. сцен. Гармония композиционного построения, строгая логика развития действия, сочетающиеся с предельным лаконизмом выразительных средств, ритмич. стройностью, певучестью поэтич. языка,делают трагедии Р. наиболее последовательными и совершенными произв. классицистской драматургии. Приверженец абсолютной монархии, Р., как и его герои, не видел выхода из противоречий действительности. Судьба человеческая представала в драмах Р. только в трагич. аспекте. Черты рассудочности и придворной галантности в трагедиях Р. вызывали отрицательное отношение к нему со стороны В.Г.Белинского. А.С. Пушкин, подчеркнувший аристократич. характер расиновской драматургии, вместе с тем отметил, что Р. "...велик, несмотря на узкую форму своей трагедии" (Полн. собр. соч., в одном томе, 1949, с. 1342). Решая глубокие этич. проблемы, Р., вопреки догматизму поэтики классицизма, показывал, по словам А. С. Пушкина, "судьбу человеческую, судьбу народную" (там же). "...Йечто поразительно величавое", "энергию" человечности находил в трагедиях Р. и А. И. Герцен (см. "Герцен об искусстве", 1954, с. 174). А. В. Луначарский называл Р. "замечательным, изумительным психологом", указывал, что драматург "в совершенно кристально прозрачных формах... показывает трепе-ты всяких внутренних дисгармоний, элементы внутренней борьбы, которые пронизывают человеческую душу" (Собр. соч., т. 4, 1964, с. 180). Утвердив в репертуаре франц. т-ра новый тип этич. трагедии, Р. добился от исполнителей ролей в своих произв. психологич. оправданности декламации, точного соблюдения мелодики стиха, передающей тончайшие проявления чувств, естественной грации движений и жестов. Последовательницами принципов Р. в т-ре были франц. актрисы Т. Дюпарк, исполнявшая роль Андромахи, и М. Шанмеле, выступавшая в роли Федры. Творчество Р. оказало значит, влияние на развитие классицистской трагедии. Среди его учеников-Вольтер (Франция), Дж. Драйден (Англия), И. К. Гот-шед (Германия). В числе рус. последователей Р. были А. С. Сумароков, Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин. Драматургия Р., наряду с наследием П. Корнеля, составляет основу репертуара франц. т-ра. В 18 в. А.Лекуврер поражала современников лирич. проникновенностью юной Монимы ("Митридат"), М. Дюмениль- величественным пафосом Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде") и грозной силой Гофолии, М. Клерон - тончайшей отделкой ролей Гермионы ("Андромаха"), Роксаны ("Баязет"). На рубеже 18-19 вв. Ф. Ж. Тальма создал образы воодушевленного Ореста ("Андромаха"), жестокого, надменного Нерона ("Британник"). Утверждение романтизма в 1-й пол. 19 в. оттеснило драматургию Р., новое обращение к к-рой связано с творчеством Э. Рашель, насытившей образы расинов-ских героинь теплотой, ясностью этич. оценок. В 20 в. влияние модернизма сказалось на исполнении ролей Федры и Андромахи Сарой Бернар, отмеченном чертами трагич. исступленности, болезненного смятения духа. В совр. франц. т-ре трагедии Р. входят в репертуар т-ра "Комеди Франсез", отдельные пост. идут и на сцене др. т-ров (напр., "Федра" в Нар. нац. т-ре). На рус. сцене в образах Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде", 1815) и Федры (1823) прославилась Е. С. Семенова. В роли Федры выступала M. H. Ермолова (1890), поражавшая зрителей человечностью и трагич. простотой игры. В сов. время "Федру" пост. Камерный т-р (1921); исполнительница роли Федры А. Г. Коонен в скупых и строгих формах передала высокий трагизм пьесы Р. Соч.: Oeuvres, nouvelle ed. par P. Mesnard, t. 1-8, р 1865-73; Oeuvres completes, v. 1-8, P., 1869-77; Oeuvres, v. 1-5, P., 1931, в рус. пер.- Соч., т. 1-2, М.-Л., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, М.-Л., 1940 (см. предисл. Г. H. Бояджиева). Лит.: Батюшков Ф., Женские типы в трагедиях Ра-сина, "Северный вестник", СПБ, 1896, ј 7, 8; Весело в-с к и и Ю., Жан Расин, в его кн.: Литературные очерки, т. 1, М., 1900; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Мокульский С., Расин, Л., 1940; История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Виппер Ю. Б., Расин, в кн.: Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII в., М., 1954; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избранные работы, М., 1956; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961, с. 254- 263; Lemaitre J., Jean Racine, P., [1908]; L a r-roumet G., Racine, 5 ed., P., 1919. Гр. Б.